Тема недели: «Развитие функциональной грамотности обучающихся через призму естественнонаучных знаний».

Цель: создать условия для формирования и развития компонентов функциональной грамотности школьников, с акцентом на естественнонаучную грамотность, путем организации практико-ориентированной деятельности во внеурочное время.

Задачи:· способствовать умению применять знания из курсов физики, химии и биологии для объяснения явлений окружающей действительности.
· Развивать навыки проведения наблюдений и формирования гипотез.
· Стимулировать критическое и креативное мышление в процессе решения практических задач.
· Обеспечить преемственность между внеурочной деятельностью в ШПД и образовательными программами основного общего образования.

Краткое содержание проведенных мероприятий:
В рамках тематической недели функциональной грамотности основное внимание было уделено естественнонаучному направлению. Мероприятия были разработаны таким образом, чтобы продемонстрировать обучающимся взаимосвязь научных дисциплин (физики, химии, биологии) и их практическую значимость в жизни.
Были организованы и проведены следующие активности:
· Практикум «Физика вокруг нас»: Обучающиеся исследовали простые механизмы в быту, изучали принципы работы оптических систем (линзы, зеркала), проводили эксперименты с электрическими цепями, собирая простейшие устройства.
· Лабораторный интенсив «Химия вчера, сегодня, завтра»: в рамках занятий были проведены безопасные, но наглядные химические опыты, демонстрирующие свойства веществ и протекание реакций. Особый акцент был сделан на химию материалов, продуктов питания и экологии.
· Исследовательский квест «БиоПатруль»: Участники работали с микроскопами, изучали готовые микропрепараты, учились описывать биологические объекты и процессы, а также решали кейсы, связанные с проблемами сохранения биоразнообразия и здоровья человека.
· Проектная сессия «Научный детектив»: Обучающимся были предложены реальные ситуации (например, расследование причины загрязнения воды в условном водоеме), для решения которых требовалось комплексно применить знания из всех естественных наук.

Связь с предшествующей деятельностью:
Следует отметить, что программа недели эффективно дополнила и продолжила образовательные импульсы, полученные обучающимися в период летних каникул. В частности, часть детей, посещавших площадку «Кванториум» и занимавшихся там основами программирования и техническим творчеством, смогли успешно применить свои навыки для моделирования процессов и анализа данных во время мероприятий ШПД.

Заключение:
Проведенная тематическая неделя позволила систематизировать работу по развитию функциональной естественнонаучной грамотности в рамках ШПД. Использование практико-ориентированного и междисциплинарного подходов доказало свою эффективность для повышения мотивации обучающихся и формирования у них целостной научной картины мира.

Модель сменяющих друг друга пяти тематических недель признана успешной и будет реализовываться в течение учебного года.